Четверг, 19 Сентября 21:56:58
Главная » Новости » Общество » Научно-практическая конференция, посвященная 310-летию Касабай батыра, прошла в...

Научно-практическая конференция, посвященная 310-летию Касабай батыра, прошла в Лепсинске

17.10.2023 16:15:18 Он в числе тех, кто внес вклад в историю становления нашего государства.
Научно-практическая конференция, посвященная 310-летию Касабай батыра, прошла в Лепсинске

В Лепсинске прошла научно-практическая конференция «Ерлігі аңыз болған ер Қасабай», посвященная 310-летию Касабай батыра. Инициатором ее проведения  выступил Лепсинский исторический музей. Большую помощь в проведении дня памяти Касабай батыра оказали его потомки, акиматы Лепсинского сельского округа  и Алакольского  района.

В 17-18 в.в. казахский народ испытал нашествие джунгар, которых  привлекали здесь обширные пастбища для скота, богатые присырдарьинские города. У казахов тогда не было постоянного войска. Разногласия среди ханов привели к тому, что джунгары постепенно вытеснили казахов с Жетысу. На границе Джунгарского и Казахского ханств происходили ожесточенные сражения. Под руководством Кабанбай батыра воевал Касабай из рода токпак, командовавший 5 тысячами воинов.

Родился Касабай батыр недалеко от современного аула Коктума Алакольского района области Жетісу. У его отца Шакара было 5 сыновей. От первой жены Торкабике  -  Ырысбай и Касабай, второй жены Казынабике -  Жаукашар, Оразбак и Ногас. В народе их называют «пять Шакаров». Касабай батыру исполнилось 17 лет, когда казахское войско под командованием Абулхаир хана победило джунгар в Аныракайском сражении.

Касабай батыр был обладателем особых способностей. Во-первых, обладал большой физической силой, во-вторых, был опытным следопытом – по оставленным следам он мог определить направление движения, время прихода и ухода врага; в-третьих, обладал организаторскими способностями, в-четвертых, был красноречивым оратором. Современники отмечали его честность и справедливость. Касабай батыр умело обращался даже с животными. Например, он никогда не привязывал своего боевого коня. Стоило ему позвать  свою лошадь, она сразу сама подходила к хозяину. Однажды во время молитвы у казахских батыров сбежали лошади. Тогда товарищи по оружию попросили Касабай батыра: «Покажи свою силу! Верни наших лошадей!». Он, продолжая молитву, в конце произнес особые заклинания, и через некоторое время боевые кони вернулись к своим хозяевам.

После падения Джунгарии в степи наступило относительное спокойствие. В 1757 году (по некоторым сведениям в 1760 или 1761 г.г.) у места, где речка Батпаксу впадает в реку Аягуз, произошла стычка казахов с отрядом джунгар, спасшихся от разгрома китайскими войсками. В битве погиб хунтайджи Кандыжап. Его смерть послужила поводом для мирных переговоров. Воины принесли в жертву жеребца и черноголового барана, кровью которых они омыли руки и поклялись друг другу в дружбе. Затем казахские и джунгарские воины побывали в местах, где погибли их соратники по оружию и провели там обряд очищения. По имени погибшего хунтайджи это соглашение названо «Кандыжапским договором». Оно положило конец войне казахов и джунгар.  Река Батпаксу (Болотная вода) теперь называется «Мамырсу (Майырсу)». На этом историческом месте сейчас находится мавзолей Касабай батыра. 

Подписание этого договора, произошедшее в нынешнем Аягозском регионе, не ускользнуло от внимания путешественников и исследователей. Среди них поляк Адольф Янушкевич, великий ученый казахского народа Шокан Валиханов, исследователь истории, нравов, устной литературы и культуры казахского народа Курбангали Халид. В книге Курбангали Халида «Тауарих хамса» («Пять историй») подробно рассказывается о Кандыжапском соглашении.

Среди наших современников большой вклад в изучение подвигов Касабай батыра сделали  алакольцы Тезекбай Садиев, Нурлан Ниязов, Турсынбай Галинов, Жаксылык Байтукбаев и другие потомки батыра из славного рода токпак. Житель села Коктума Алакольского района Жанахмет Бегатаров в 1993 году, обнаружив могилу Касабай батыра, установил там простой камень. В 2011 году приступили к возведению там мавзолея. Большой вклад в его возведение внесли потомки батыра во главе с Болатом Сыирбаевым и Бауыржаном Оспановым. Высота мазара - 21 метр, сооружен он в традиционном стиле. За сохранностью памятника наблюдает Орынбек Турысбеков. Установлено, что Касабай батыр умер в 1795 году недалеко от Аягуза в возрасте 77 лет.

Эти и другие сведения были озвучены в результате работы научно-практической конференции, на которую прибыли учителя истории, завучи по воспитательной работе, библиотекари, ученики Лепсинской СШ. Из города Шымкента были приглашены потомки Токмергена батыра (его могила находится недалеко от аула Екпенды). Всего в ее работе участвовало более 200 человек, в том числе предприниматель и меценат Бауржан Оспанов, руководитель управления культуры, архивов и документации области Жетісу Куаныш Сулейменов, работники областного историко-краеведческого музея имени М. Тынышбаева  во главе с директором Рысжан Аязбаевой.

Силами музеев «Жауынгерлік даңқ» и «Батыр бабалар» в фойе Лепсинского ДК была организована выставка «Оружие казахских батыров», зрителям продемонстрирован документальный фильм Максата Насырова «Тарихтағы тұлғалар: Қасабай батыр». Естай Аликеев - акын, потомок Касабай батыра, читал стихи и спел свои песни о нем. В заключение был проведен ас и награждение участников мероприятия.

Заведующая Лепсинским историческим музеем Гульбаршин Мереева постаралась, чтобы вовремя была выпущена брошюра с докладами и исследовательскими работами участников научно-практической конференции. Вот так, в канун праздника Дня Республики, в Лепсинске отдали дань уважения Касабай батыру, отметив роль всех тех, кто внес вклад в историю становления нашего государства.

 

Автор: Мухарам ХАЙБУЛИН, научный сотрудник Лепсинского исторического музея.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика