Четверг, 19 Сентября 06:35:53
Главная » Новости » Общество » Тимур Темиралиев: «Комплаенс-службы помогут в борьбе с коррупцией»

Тимур Темиралиев: «Комплаенс-службы помогут в борьбе с коррупцией»

16.10.2023 09:15:00 Комплаенс-офицеры – это своего рода комиссары на местах.
Тимур Темиралиев: «Комплаенс-службы помогут в борьбе с коррупцией»

В Казахстане с 2021 года создан и развивается институт антикоррупционного комплаенса в квазигосударственном секторе. О том, как работают комплаенс-службы в области Жетiсу и какие результаты достигнуты с применением данного инструмента, читайте в интервью корреспондента Vestnik19.kz с первым заместителем руководителя Антикоррупционной службы по области Жетісу Тимуром Темиралиевым.

- Тимур Сабитович, расскажите, для чего необходимо внедрение комплаенс-служб и что они из себя представляют? 

- Сегодня акцент современной антикоррупционной политики сделан на превенцию. Приоритетной задачей Агентства является уберечь наших граждан от совершения коррупционного преступления. Внедрение комплаенс-служб является одним из инструментов в реализации этой задачи. Кроме того, это успешная международная практика. Антикоррупционные комплаенс-службы представляют из себя независимые подразделения в организации, имеющие официальный статус, право доступа на получение всей необходимой информации, право на проведение внутренних проверок по потенциальным нарушениям с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля. 

- Что входит в обязанности комплаенс-служб? 

- В обязанности комплаенса входит широкий спектр задач. К примеру, выявление коррупционных рисков, обеспечение внедрения инструментов предупреждения и превенции коррупционных правонарушений субъектом квазигосударственного сектора и его работниками, эффективная реализация системы мер по противодействию коррупции, проведение внутреннего анализа коррупционных рисков, обеспечение соблюдения внешних регуляторных требований и наилучшей международной практики по вопросам противодействия коррупции. А также обеспечение соблюдения основных принципов противодействия коррупции в соответствии с законом. В целях качественного исполнения задач нами на регулярной основе проводятся семинары по повышению квалификации, персональные консультации, разработаны методические рекомендации по организации института антикоррупционного комплаенса.

- Расскажите, в каких организациях внедряются данные структуры, и какие сферы жизнедеятельности охвачены?

- Согласно Закону о противодействии коррупции в субъектах квазигосударственного сектора определяется структурное подразделение или ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, основной задачей которой является обеспечение соблюдения данной организацией и ее работниками антикоррупционного законодательства. В начале года мы составили перечень из наиболее подверженных коррупционным рискам субъектов, в который вошли 68 организаций, таких как центральные районные больницы, колледжи, районные и городские организации, обеспечивающие жизнедеятельность населенных пунктов, организации спорта и общественного просвещения.

- Есть ли уже какие-то результаты деятельности комплаенс-служб? Какие успехи достигнуты? 

- Институт комплаенса в целом новый для нашего государства. Мы находимся на этапе его становления. С начала года в субъектах квазигосударственного сектора области проведено 28 внутренних анализов, выявлено 58 коррупционных рисков, сформировано 75 рекомендаций. Не так давно, комплаенс-офицер областной больницы выявил нарушения в закупках услуг по утилизации медицинских услуг. Нарушение выразилось в заключение договора с поставщиком, у которого не было лицензии на оказание данной услуги. Также комплаенс-офицерами сферы здравоохранения выявлены нарушения в начислениях премий сотрудникам медицинских учреждений. 

- Поведайте, кто такие комплаенс-офицеры и как они могут помочь в борьбе с коррупцией?

- Комплаенс-офицеры – это своего рода комиссары Агентства на местах, которые взаимодействуют с нами, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции. Касаемо второй части вопроса, комплаенс-офицеры имеют прямой доступ к коллегиальному органу по выражению своего мнения и передачи сведений в отношении нарушений, полученных в процессе контроля самих рисков. Вместе с тем они постоянно находятся в тесной связи с Агентством. 

- Тимур Сабитович, какие еще превентивные меры внедряет Агентство для борьбы с коррупцией? 

- Изменение акцентов в подходах противодействия коррупции предполагает активную системную превентивную работу по выявлению и минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных органов и субъектов квазигоссектора. Для этого имеется ряд превентивных инструментов. Большой комплекс превентивных институтов, подлежащих реализации в ближайшие 5 лет закреплен в Концепции Антикоррупционной политики. Значительная роль в превенции коррупции отведена институту внутреннего анализа. Агентством приняты системные меры по пересмотру подходов к его проведению в государственных органах и субъектах квазигоссектора. Так, введена практика утверждения антикоррупционного плана и графика внутренних анализов с участием представителей общественности. Кроме того, на законодательном уровне действует персональная ответственность руководителей за коррупционные правонарушения своих подчиненных. Руководитель, являющийся политическим служащим, обязан подать в отставку в случае, если по истечению трех месяцев со дня его назначения подчиненным совершено коррупционное правонарушение. В отношении руководителей, являющихся административными государственными служащими корпуса «А» и «Б», законом введена дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления. Должностные и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним, не могут занимать должности, находящиеся в непосредственном подчиненнии должностям, занимаемым их близкими родственниками. 

Все эти и иные имеющиеся инструменты направлены, в первую очередь, на то, чтобы сформировать антикоррупционную культуру и создать благоприятную среду для продвижения ценностей добропорядочности как среди госструктур, так и среди населения. 

Автор: Ирина КАРЯКИНА.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика