Пятница, 20 Сентября 19:48:33
Главная » Новости » Общество » Вокзал для своих

Вокзал для своих

01.07.2023 16:22:38
Вокзал для своих

Какой он сегодня?!

Так уж повелось у нас в народе, что все лучшее - гостям, а свои поймут, перетерпят. Ну, бывают неудобства. Примерно так и выглядит сегодня один из социально значимых объектов - талдыкорганский городской вокзал. По нескольким направлениям курсирующих отсюда рейсов отправляются в основном свои - жители области. 

Туристов издалека не бывает. Связано это с уже привычным обиходом мобильных приложений, через которые можно уехать хоть и не дешевле, но значительно быстрее и с удобной для получателя услуги точки, или уровнем качества предоставляемых вокзалом  услуг -  мы попытаемся разобраться на страницах нашей газеты. 

Талдыкорганский городской вокзал открылся в далеком 1949 году с первоначальным названием «Семиречье». Название «Талды-Курган» он обрел в 1957 году. А позднее, с приведением имен собственных в соответствие с первоначальными, историческими названиями, то с 29 ноября 2017 года значится как «Талдыкорган». Таким образом, учитывая дату создания объекта, его смело можно назвать исторически важным для города. 

Некогда отсюда уходили большие автобусы транспортных предприятий по самым разным направлениям. Таблица расписания рейсов пестрила наименованиями: Алма-Ата, Капчагай, Сарыозек, Жансугуров, Андреевка, Учарал и другими. 

Сегодня вокзал по-прежнему остается местом отправки пассажиров междугородного транспортного сообщения, но количество рейсов значительно сократилось. Обслуживает их на протяжении многих последних лет уже малогабаритный  транспорт – частные микроавтобусы в среднем на 15 мест. Рейсы отправляются по наполняемости салона. Любой, желающий воспользоваться услугами вокзала, должен приехать, купить билет на месте и дождаться отправки рейса. 

Санат, 58 лет: 
- Я предпочитаю ездить с вокзала. Это безопаснее. Посмотрите, даже если трассу на Алматы и привели в соответствие с мировыми стандартами, все равно случаются аварии. Особенно в непогоду или в зимнее время, когда гололед. Да и с вокзала дешевле. 

Алия, 60 лет: 
- Я сейчас на заслуженном отдыхе. Потому могу себе позволить ехать в Алматы не спеша. Молодежь ждать не хочет, уезжает на такси. Я же, хоть и добираюсь на час-полтора дольше, зато дешевле.

Туристов из других городов Казахстана или из других стран мы не встретили. В наши дни большинство путешественников на ожидание рейса с вокзала или даже на сам путь до него времени тратить не желает, поскольку есть мобильные приложения, посредством которых можно найти либо попутную машину, либо людей, занимающихся частным извозом. И уехать можно, пусть и дороже, но в любое время и из любой удобной точки.  

Игорь, 27 лет, предприниматель: 
- Мне часто приходится ездить между Талдыкорганом и Алматы. Но за все это время я ни разу не обратился к услугам вокзала, потому что через мобильное приложение уезжать удобнее. Не нужно на автобусе или такси ехать на вокзал, ждать автобус, потом в Алматы с вокзала добираться до нужного адреса. Водитель такси заберет из любой удобной мне точки и отвезет до нужного места. Потому даже в незнакомом городе так удобнее ориентироваться.

Маржан, 19 лет, студентка: 
- Я живу в Талдыкоргане, а учусь в Алматы. Из Алматы обычно еду с вокзала, потому что стоимость проезда выходит значительно дешевле. Но до талдыкорганского вокзала ни разу не доезжала. Прошу остановить по дороге, чтобы значительно сократить путь до дома, так как от вокзала до дома далеко получается, ехать нужно с пересадкой. В вечернее время нужно искать такси. Лишние расходы. И обратно, в Алматы, обычно уезжаю на такси. Забирают из дома и довозят до адреса моего проживания. В большом городе удобно, когда довозят до дома. Учитывая, что из Талдыкоргана мама всегда передает полную сумку всяких вкусностей, которые потом с вокзала везти домой и тяжело, да и нет необходимости, когда есть возможность воспользоваться более удобной услугой. 

Вопреки этому убеждению пользователей услуг междугородного сообщения мы решили сами проехать на вокзал и изучить, скажем так, ситуацию на месте. 

Проекты, бомжи и другие проблемы

Со времен моего далекого детства, когда мы с вокзала на автоусе марки ЛАЗ отправлялись к родственникам в поселок Лепсы Бурлютобинского района или на «Икарусах» - в Алматы, до сегодняшнего дня практически ничего не изменилось. На том же самом месте - кассы, на том же месте - зал ожидания, на тех же местах - посадочные платформы. Впрочем, кое-что изменилось. Пассажиров стало намного меньше. Сократилось и количество направлений. Основной поток идет в южную столицу. В северную же сторону, к примеру, в Ушарал, пассажиров забирает попутный транспорт, следующий по маршруту Алматы–Оскемен. 

- У нас же проходной получается пункт, не основной. Сейчас даже автобусы не уезжают, уезжают «спринтеры». 8-9 «спринтеров» в день – это нормальная загрузка, в субботу и воскресенье, в праздничные дни - чуть больше (не намного), а в будни по 3-4 «спринтера». Все они едут в Алматы.  В Усть-Каменогорск только проходящие рейсы из Алматы. Они и подсаживают пассажиров на свободные места до Ушарала, - посвящает нас в будни вокзальной жизни директор автовокзала, учредитель ТОО «Талдыкорган-АВТО» Даулет Бачеев. 

Времени отправки пассажиры в основном ожидают уже в самом транспорте либо на платформах. Внутри здания практически никого не встретишь. Кстати, что касается зала ожидания: вид у него не самый презентабельный. На потолке потеки (протекает крыша), с оконных рам сняты внутренние стекла и стеновые панели, что красоты ему не добавляет. Оставляет желать лучшего и привокзальная площадь. Выбоины в асфальте производят не самое лучшее впечатление.

Хотя нельзя однозначно сказать, что комплекс запущен. У местных шашлычников и чебуречников клиенты есть всегда. Чтобы привести торговую зону в порядок, построили новые павильоны. Пока они пустуют, так как требует обновления прилегающая территория.

В ходе небольшой экскурсии, нам показали, что делается для улучшения комфорта пассажиров – построена котельная, которая позволит обогревать здание в холодное время года газом. Предусмотрен в ней и резервный электрический источник теплоподачи на случай аварии или перебоев с газом. В нынешнем году планируется завершить строительство туалета со всеми удобствами, отремонтированы и стали значительно уютнее несколько гостиничных номеров. 

- Я брал несколько проектов, хотел внедрить у нас на автовокзале. Рассчитали стоимость сети торговых павильонов перед вокзалом, которые будут красиво смотреться. Только для строительства бутиков необходимо около 200 миллионов тенге. Это не говорится про вокзал и территорию, это только про бутики. Мы сделали проект, чтобы переделать шашлычные, создать условия, как в хороших кафе. Там сумма внушительная - 180 миллионов тенге получилось. 

Привлекая сторонние средства, мы делаем какие-то маленькие проекты у себя, что-то создаем новое. Начали ремонт гостиницы. В этом году 4 номера отремонтировали. Вот так будем потихоньку делать оставшиеся. Каждый номер обошелся около 3 миллионов тенге. Все это нужно делать за свой счет. Мы уже третий год постоянно обращаемся в банки, просим оказать нам помощь по Дорожной карте. Но нам отказывают ввиду того, что малый доход. Основной пассажиропоток с мая и до сентября идет. Это время, когда автовокзал может более-менее функционировать. В остальное время - полностью стоит. Для содержания самого вокзала, как такового, требуются огромные средства.

Сейчас у нас основная проблема с бомжами. Раньше территория была вся открытая, и собаки, и мусор - все было. Чтобы прекратить это, в 2020 году мы начали огораживать территорию по периметру. Просим акимат, чтобы нам поставили мусорные контейнеры с периодическим вывозом мусора, но помощи нет. Управление полиции пошло нам навстречу, поставили здесь дежурный пункт полиции. Только загвоздка в том, что если полицейские отправляют местных пьяниц в приемник-распределитель, там их не принимают и они снова приходят сюда. Раньше здесь было 3-4 шайки по несколько человек. Мы их отвадили. Но одиночные по 3-5 человек все равно приходят и постоянно дебоширят, когда их пытаются вывести. Они справляют нужду прямо в зале ожидания. Уборщицы не хотят после них убирать. Это неприятно, согласитесь. Но днем здание открыто, и они заходят, бывает, пьют, кричат, ломают мебель, мусорные урны, двери, разбили лед-экран с расписанием рейсов. Сейчас время такое, что мы не имеем права их выгонять. Остается только вызывать сотрудников полиции и практически уговаривать покинуть общественное место. Они уже это знают и чувствуют себя очень вольготно. Причем это довольно крепкие ребята, просто пьющие. Мы не можем на них повлиять. Их даже оштрафовать не могут. У них нет доходов, - делится своими проблемами директор автовокзала. 

На обновление здания и прилегающей территории, по средним расчетам директора вокзала, им нужно около 500 миллионов тенге. Сумма, признаться, не маленькая. Самому предприятию ее взять негде, а прибыль вокзала от продажи билетов едва покрывает основные расходы, сетует Бачеев. Также рассказал директор вокзала и о том, что ТОО подает заявку на участие в конкурсе по пассажирским перевозкам. Но им государственные органы отказывают, лишая тем самым возможности зарабатывать и обеспечивать свои потребности. 

- Было бы хорошо, если бы государство выплачивало какие-нибудь субсидии, - говорит он. 

Субсидий нет и не будет? 

- Мы сейчас транспорт закупили, частично он есть, но у нас нет маршрутов. Мы уже третий год бьемся над тем, чтобы нам передали маршрут «Талдыкорган-Алматы». Областное управление пассажирских перевозок проводит конкурс и на основании конкурса 5 лет владельцы маршрута определяются. Мы принимали участие, но не выиграли. Выиграл конкурс и обслуживает маршрут ТОО «Ак-нарА». Их микроавтобусы приезжают, встают под загрузку. Но «Ак-НарА» тоже имеет наемный транспорт. Своего у них нет. И в связи с этим часто возникают ситуации, что мы продаем билеты, и когда загрузка идет неполная, водители отказываются везти пассажиров, мотивируя это тем, что не выгодно, не оправдывает затрат. Мы выходили с предложением, что подготовим график, будем ставить свой подвижной состав и будем работать, как и предполагается конкурсной документацией. 

Я выходил с предложением, чтобы купить машины в лизинг. Но для этого требуется свидетельство, подтверждающее наличие маршрута. Если мы возьмем технику заранее, но останемся без маршрута, мы не выполним обязательств перед владельцами микроавтобусов. Кто будет по обязательствам платить? Никто не будет. Эти компании прекрасно понимают, что у нас нет свидетельства на руках, что маршрутом мы не обладаем и возврата не будет, поэтому такой итог, - пояснил Даулет Бачеев. 

За разъяснением этого вопроса мы обратились в профильное учреждение. Как пояснил руководитель отдела пассажирского транспорта управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Жетісу Мерей Әмірай, согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденным исполняющим обязанности министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года за номером 349, услуги перевозки пассажиров и их багажа могут оказывать только транспортные предприятия, к коим автовокзал не относится. То есть, согласно статье 348 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, автовокзалами и автостанциями выполняются следуюшие основные функции: организация продажи проездных документов (билетов); организация соблюдения расписания движения автобусами, микроавтобусами по маршрутам; организация безопасной посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа; обеспечение мер по соблюдению безопасности перевозок пассажиров, проведение предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителей и контроля технического состояния автобусов, микроавтобусов, в случае, если выполнение данной функции не представляется возможным перевозчиками; информационное обеспечение пассажиров.

- Кроме того, Талдыкорганский автовокзал, равно как и другие аналогичные предприятия по республике, является частным предприятием. Соответственно, никаких субсидий, основного или дополнительного финансирования из бюджета для них законом не предусмотрено, - пояснил Мерей Әмірай. 

Клиенты - на вес золота

Прибыль автовокзалов и автостанций складывается из удержания 15 процентов от стоимости реализованных билетов. В этом случае объем прибыли напрямую зависит от пассажиропотока. У руководства вокзала есть идея «завязать» алматинский маршрут через мобильное приложение Каспи банка. Но ограничения на перевозку пассажиров предприятиями-автовокзалами и автостанциями «связывают руки», признается Даулет Бачеев. А внедрение системы, не имея твердых гарантий от предприятий-перевозчиков, выигравших конкурс, не имеет смысла. Срыв поездки вызовет у пассажиров негативное впечатление. От этого пострадает только репутация вокзала. 

Мизерны прибыли и от железнодорожного вокзала. Он фактически не работает. Только продает билеты онлайн и принимает грузовой транспорт. Ввиду того, что он находится в стороне от основной ветки, он не работает как таковой, пассажиропотока здесь нет. Можно лишь через кассу приобрести билеты на поезда, следующие со станции Уштобе или ж/д вокзалов Алматы. Однако и тут загвоздка. Подавляющее большинство пассажиров сейчас бронируют билеты онлайн, посредством интернета и мобильных приложений. Соответственно, через кассы проходит лишь малая часть билетов. Также отчасти автовокзал теряет доходность из-за «частников». Зарабатывающие на жизнь частным извозом с самого раннего утра скапливаются в окрестностях вокзала или в определенных точках областного центра и предлагают свои услуги по перевозке пассажиров. 

-  Клиентов перехватывают таксисты. У них и наполняемость быстрее, и патентов они не платят, потому могут с пассажирами договориться. В других странах, например, в Китае и Беларуси все таксисты должны объединяться в таксопарки, каждый водитель имеет свидетельство таксопарка. И пассажир берет билет для того, чтобы проехать. Процент остается вокзалу. Мы писали об этом в обращении к Президенту. Это и налогами облагается, и в сотрудничестве с вокзалами система работала бы.

Много в городе и стихийных точек отправки в близлежащие пригородные пункты. К примеру, Карабулак, Текели, Уштобе. Водители не хотят регистрироваться, не хотят платить налоги и собирают пассажиров сами. Пассажиры на свой страх и риск едут, даже не зная, есть ли у водителя категория, подтверждающая право перевозки большого числа пассажиров на своем микроавтобусе. А есть люди, которые берут транспорт в аренду, получают план от предприятия и работают на выполнение плана и, соответственно, свою прибыль. А при отправке с вокзала с них будет удерживаться 15 процентов с каждого проданного билета. Их это не устраивает. Фактически это теневой бизнес, - считает Даулет Бачеев. 

Как бы там ни было, для людей, предпочитающих традиционное передвижение с приобретением билетов, должны быть созданы современные, комфортные условия. Возможно, если бы услугами вокзала пользовались путешественники из других регионов страны или иностранные туристы, то предприятие делало бы больше для благоустройства социально значимого объекта, чтобы так сказать «не ударить в грязь лицом».

Ерсултан, 54 года:
-  Отсюда, с вокзала, и сюда, на вокзал, едут только талдыкорганцы или люди, приезжающие из аулов. Кто-то приезжает по делам в областной центр, кто-то, чтобы пересесть на микроавтобус до Алматы. Но они не жалуются на некомфортные условия.

Айгуль, 35 лет:
- Я пользуюсь услугами автовокзала несколько раз в год. То в командировку приезжаю из района, чтобы потом отчитаться по билетам, то уже по привычке на выходные в город за покупками. Иностранных туристов ни разу тут не видела. Наверное, если бы приезжали иностранцы, тут было бы красивее (улыбается).

Таким образом, складывается впечатление, что вроде и ведется работа по улучшению сервиса, но в то же время, как говорится в народе, өзіміз ғой (свои же). А свои поймут, перетерпят, подождут лучших времен. Пока так и живем... 

 

Назгуль БОШАН.

Источник:

Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика