Воскресенье, 15 Сентября 02:53:59
Главная » Новости » Культурное наследие » Бесценные экспонаты музея Абая: свидетельства жизни и творчества

Бесценные экспонаты музея Абая: свидетельства жизни и творчества

10.08.2024 11:00:58 Музей Абая Кунанбайулы – это уникальное хранилище исторических и культурных ценностей, посвященных жизни и творчеству великого казахского поэта.
Бесценные экспонаты музея Абая: свидетельства жизни и творчества

1 апреля 1940 года было издано Постановление об открытии в городе Семее музея Абая Кунанбайулы. С момента его принятия незамедлительно была начата работа по сбору экспонатов. 

На работу в музей был принят внучатый племянник Абая – Архам Какитайулы Искаков. Именно его усилиями было собрано много экспонатов, связанных с личностью великого поэта, хранящихся у родственников, потомков, современников Абая. В фонды поступили экспонаты не только предметного характера, но и воспоминания потомков, современников поэта, также были собраны рукописи его произведений. Кроме того, записывались песни, которые помнили изустно в народе. 

За небольшой период времени создали первую экспозицию, которая была развернута в доме Бекбая Баисова. Именно здесь давали ас на сорок дней после смерти Абая. Шестнадцатого октября учреждение приняло своих первых посетителей. Это был первый литературно-мемориальный музей в истории Казахстана.

На сегодняшний день в его фондах насчитывается 22256 экспонатов, из них 12519 – в основном собрании. Среди них есть особо ценные экспонаты, непосредственно относящиеся к Абаю Кунанбайулы.

В настоящее время известны только две фотографии, сохранившие образ Абая. Они имеют уникальную ценность в истории нашего народа. Одним из первых экспонатов, поступивших в фонды музея, стал снимок поэта с сыновьями, сделанный фотографом Н. Кузнецовым в городе Семее в 1896 году. Эта фотография была получена молодым К. Мухамедхановым, тогдашним научным сотрудником музея, в 1940 году от Мухтара Ауэ-зова. Размер составляет 9х13см.

Вторая фотография была сделана в 1903 году внутри юрты. На фотографии изображены Абай, сыновья Магауия и Турагул, внуки Пакизат, Аубакир, невестка Камалия (жена Аубакира) и жена поэта Еркежан. Снимок также поступил в фонды музея через Мухтара Ауэзова в 1959 году.

Из произведений изобразительного искусства следует отметить экспонат, обладающий больше исторической ценностью, нежели художественной. Это единственный портрет Абая, сделанный при жизни поэта. Автором является Павел  Дмитриевич Лобановский, сосланный в Семипалатинск царской властью. В качестве «политически неблагонадежного» он был сослан из города Ростова-на-Дону в ведение генерал-губернатора Степного края. С августа 1884 года проживал в Семипалатинске. Он познакомился с Абаем через таких же ссыльных, как и сам, и очень тесно общался и подружился с казахским просветителем. 

Хотя П. Лобановский не является профессиональным художником, он рисовал портреты местных жителей. Им в 1887 году была подготовлена серия портретов «Типы киргиз Семипалатинской области» для Уральской торгово-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде. Изображение, обозначенное цифрой «VI» - портрет казахского поэта, о чем свидетельствует надпись под портретом «Почетный киргиз Чингизской волости Ибрагим Кунанбаев, 45 лет от роду». До настоящего времени сохранились семь работ П. Лобановского, одна из которых – карандашный портрет поэта. 

В рукописном фонде музея, который собирался на протяжении почти 80 лет, около 900 единиц хранения. Для нас каждый факт, каждый предмет, каждый документ, имеющий отношение к Абаю, его эпохе, является дорогим, поистине бесценным достоянием. Среди них следует особо отметить письмо Абая, написанное в 1896 году сыну Магауие.

Среди рукописей Мусахана Балтакайулы, хранящихся в музее Абая, данное письмо было обнаружено в 1997 году при переводе рукописей на современную графику.

Мусахан Балтакайулы был из рода кокше. В свое время Абай заботился о детях Бозанбая из рода кокше. Малолетний сын Бозанбая Балтакай рано осиротел, и поэт опекал мальчика. Потомок Бозанбая Мусахан Балтакайулы в 1929 году вынужденно бежал в Китай и вернулся на родину в 1956 году. В 80-е годы прошлого века он передал в фонды музея рукописи на арабской графике, которые, по его словам, являлись рукописями произведений талантливого внука Абая – Аубакира Акылбайулы.

При передаче Мусахан Балтакайулы не сообщил, что среди рукописей есть письмо Абая. Не было никаких данных о том, когда и при каких обстоятельствах письмо Абая оказалось в его руках. В своих записях Мусахан пишет, что его отец Балтакай был в очень хороших отношениях с внуком Абая Аубакиром. Письмо написано на тонкой белой бумаге. Правая сторона верхнего края, левая сторона середины и левая сторона нижнего края письма порваны. К счастью, большая часть письма Абая хорошо сохранилась. 

Общеизвестный факт, что Абай Кунанбайулы помог пополнить экспонатами фонды краеведческого музея, который был открыт в 1883 году в г. Семипалатинске. Понимая важность музейного дела, поэт поддержал начинание, до того времени незнакомое в казахской степи, имеющее большое воспитательное значение для будущих поколений. 

В 1885 году один из русских друзей Абая Н. Долгополов выехал с разрешения Военного губернатора Семипалатинска в аул поэта для «оздоровления». Ссыльным запрещено было покидать пределы города без разрешения городских властей, поэтому каждый из них должен был написать рапорт для разрешения на выезд. Копия рапорта Н. Долгополова и сегодня хранится в фондах. В ауле поэта последний провел около двух месяцев. По возвращении передал в краеведческий музей Семея более пятидесяти вещей, касающихся жизни казахского народа. 

Все эти предметы были привезены из аула Абая. Об этом есть записи в журналах регистрации, и об этом писали в газетах того времени. Удалось выяснить, какие предметы быта казахского народа были переданы Абаем. Это: асадал, кебеже, саба, несколько видов торсык (сосуды для напитков, которые брали в дорогу), мутовка для взбивания кумыса, деревянное блюдо, футляр для пиал (кесе), бесик, уршык (веретено), тогызкумалак. Виды оружия: айбалта, копье, шокпар (дубинка). Кузнечные инструменты: горн, наковальня, клещи. Музыкальные инструменты: кобыз, сыбызгы (свирель), асатаяк, домбра. Кроме того, поэт сдал в музей образцы молочных продуктов и мыла, которое варили казахи. Все эти экспонаты собраны системно, чтобы разносторонне показать жизненный уклад казахов. 

8 сентября 1963 года в газете «Ертіс» вышла статья ученого-абаеведа, одного из первых директоров музея Абая К. Мухамедханова «Абайдың қосқан үлесі». В этой статье говорится о том, что поэт в 1885 году передал экспонаты в краеведческий музей. Ученый с помощью музейных сотрудников начал поиски экспонатов, сданных в музей через своего друга Н. Долгополова. 

К. Мухамедханов обнаружил только 23 вещи, которые передал Абай: «...Некоторые предметы хорошо сохранены, а некоторые из них из-за отсутствия должного ухода очень изношены». В результате этих исследований в сентябре 1964 года, по специальному приказу Министерства культуры, 17 предметов, из сданных Абаем, были переданы музею поэта. В настоящее время эти экспонаты являются бесценным достоянием нашего музея. Экспонаты можно видеть в залах головной экспозиции в городе Семее и в экспозиции дома-музея Абая в заповеднике Жидебай.

В фондах музея хранятся 252 книги, найденные на крыше медресе имама Ахмета Ризы, где учился Абай. Эти книги разнообразны. Вместе с религиозными встречаются издания по истории мира, географии, астрономии, математике, биологии, анатомии, учебники по языковедению, сборники произведений восточных поэтов и писателей.

Отдельно следует отметить архивные документы, которые помогли раскрыть личность Абая. Эти источники, найденные в архивах Москвы, Ленинграда, Омска, Томска, Казани помогают получить много информации о великом поэте и его родственном и творческом окружении.

Сохранение и популяризация столь многогранного наследия – почетная миссия музейных сотрудников. 

Автор: Мейрамгуль КАЙРАМБАЕВА, заместитель директора Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая  «Жидебай-Бөрілі», область Абай. 
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика