Воскресенье, 15 Сентября 03:00:15
Главная » Новости » Культурное наследие » От пастуха до мастера: история жизни и творчества Абылхана Кастеева

От пастуха до мастера: история жизни и творчества Абылхана Кастеева

04.08.2024 17:03:44 Кастеев прошел путь от самородка, проявлявшего талант к рисованию с детства, до признанного мастера, чьи работы стали классикой казахского искусства.
От пастуха до мастера: история жизни и творчества Абылхана Кастеева

У истоков развития национального изобразительного искусства стоит Абылхан Кастеев – первый профессиональный казахский художник, член Союза художников, лауреат государственных премий КазССР, прошедший сложный жизненный и творческий путь.

Родился А. Кастеев 14 января в 1904 году в батрацкой семье неподалеку от города Жаркента в ауле Чижин. Рано потеряв отца, с восьми лет работал подпаском у бая. Уже в эти детские годы у Абылхана проявлялся интерес к рисованию. Постоянно общаясь с природой, наблюдательный мальчик многое замечал и запоминал. Уходя со стадом за аул, он украдкой занимался резьбой. Вырезая фигурки людей и животных, Абылхан стремился познать окружающую природу.

Юный художник внимательно наблюдал за работой своей матери, изготавливающей узорчатые сырмаки, мягкие текеметы, красочные баскуры, часто бегал к резчику-ювелиру, жившему в ауле, стремясь постичь тайны творчества народных мастеров. Первые попытки творчества им были сделаны в области прикладного искусства. Следуя народным, издавна выработанным традициям, Абылхан вырезал вначале пряжки, пуговицы, потом головы животных и людей.

Жители аула, узнав об увлечении мальчика, уговаривали его оставить это занятие. Ведь законы Корана запрещают людям создавать зрительные образы живых существ. Но его трудно было отговорить. Он продолжал старательно заниматься любимым делом. И только после революции Абылхан Кастеев получил систематические знания в школе и открыто занимался творчеством.

Работая на строительстве Турксиба, много рисовал. В карандашных рисунках на небольших листах бумаги запечатлевал все, что привлекало его внимание. Очерченные контуром, без штриховки или слегка подсвеченные цветным карандашом, подчас наивно решенные рисунки передавали мысли и переживания художника. Но Кастееву было непросто воплотить в изображениях свои замыслы, так как не было профессиональной подготовки. И он едет в г. Верный, где открылась художественная студия, которой руководил Н.Г. Хлудов.

В этой студии юноша получает профессиональные знания и навыки, учится перспективному рисунку, решает композиционные задачи, учится писать акварельными и масляными красками, знакомится с репродукциями картин русских и зарубежных художников. Здесь же вырабатывается своеобразная творческая манера, он стремится точно улавливать и передавать контуры человеческих фигур и предметов.

В первых самостоятельных композициях Кастеев работает над бытовыми темами из аульной жизни («За шитьем», 1927 г., «В школу», 1930 г., «Сенокос», 1934 г.). Ранних работ сохранилось мало, об их достоинствах можно судить только по многофигурным композициям на революционные мотивы («Атака Амангельды», 1939 г., «Тургайский поход», 1941 г.).

В эти же 30-40 годы в творчестве художника начинается переход от отображения к изображению. Не только пересказ виденного, а и черты обобщения, типизация событий начинают доминировать в его произведениях, с каждой новой работой увеличиваются содержательность и профессионализм.

Художник берет сюжеты, характеризующие важнейшие события в жизни казахов. Создает цикл произведений, в которых сравнивает жизнь казахского народа в прошлом и настоящем («Турксиб», 1932 г., «Колхозный ток», 1940 г., «В вечерней школе для взрослых», 1941 г., «На току», 1946 г., «Стадо на джайляу», 1947 г.).

Новая жизнь раскрывается в пейзажах и сценах труда людей «Без людей пейзаж мертв, а с людьми оживает, в нем появляется смысл», - говорил Абылхан Кастеев. Поэтому в его работах постоянно присутствует человек. Эта особенность его произведений характерна и для работ, созданных в 50-60 годы («В горах Казахстана», 1951 г., «Встреча в Панфиловском районе», 1951 г., «Зеркало катка», 1955 г., «Поднятие целины», 1956 г., «Радио на джайляу», 1965 г., «Красная юрта», 1957 г. «Капал-Арасан», «Келесский ток», 1960 г., «Соколовско-Сарбайский карьер», 1961 г., «Последние известия», 1963 г., «Чабаны-соседи», 1965 г., «Мын Арал», «Турксиб», 1969 г.).

Сельские пейзажи художника полны поэзии и глубокого смысла, частично не тронутые преобразующей деятельностью человека, а часто измененные человеком. Таковы «Новый урожай», где художник изображает степные просторы, но присутствие человека выделяет стройной колоннадой электрических столбов, в лирическом ключе решен пейзаж «Окрестности Алма-Аты», необычная красота в «Боровом», романтическое звучание в «Дороге в Чарын», «Русле реки Чижин», «Кызыл-жар».

Индустриальные «Добыча руды Соколовского рудника», «Аральский рыбзавод», «Капчагайский ГЭС», «Морской порт в городе Шевченко» рассказывают о промышленном прогрессе в Казахстане. О жизни сельских районов повествуют композиции «Уборка урожая», «Соцживотноводство», «Колхозная пахота», «Цветущие яблони», «Джайляу совхоза», «Сызган», «Авиаподкормка».

Подробное повествование - свойство народного искусства - постоянно сопутствует творчеству А. Кастеева. Эмоциональное воздействие достигается радостной и оптимистической цветной гаммой.

В 40-е годы А. Кастеев особенно тяготеет к картине с сюжетным началом и портрету, как бы заявляя о своем остро заинтересованном отношении к людям молодой республики. В портретной форме он делает упор на создание образа своего духовно «распрямившегося» соотечественника, который учится пытливо смотреть на мир («Молочная ферма», «Портрет Манала Масипова», «Новый быт колхозника»).

В своих портретных зарисовках художник не шел дальше передачи внешнего сходства, вел их повествование с помощью деталей, аксессуаров, подробной характеристики окружающей среды («Автопортрет», 1931 г., «Портрет юного Абая», 1945 г., «Портрет матери», 1949 г., «Джамбул на джайлау», 1945 г., «Махамбет Утемисов», 1967 г., «Шевченко в Казахстане», 1954 г., «Токаш Бокин», 1967 г., «М. Ауэзов», «С. Муканов»).

Удачно решена задача раскрытия образа в портрете матери. С большой любовью передает Кастеев ее черты. Вместе с тем это произведение перерастает рамки интимного портрета. Художник создает образ женщины, тяжело трудившейся, много пережившей. Годы отложили следы на ее лице – стала сухой, как пергамент, кожа, слезятся глаза. Лицо полно спокойствия, большого внутреннего достоинства, оно как бы светится изнутри подлинно материнской теплотой.

Большую ответственность чувствует художник, когда работает над портретами национальных героев, он стремится воплотить отвагу и мужество народа в освободительной борьбе.

Огромная подготовительная работа предшествовала созданию портрета Амангельды Иманова, руководителя восстания в Тургайской области. Наряду с изучением исторических событий этого края, Кастеев посетил места, где рос и воспитывался А. Иманов, записал воспоминания его родных и соратников по борьбе. На основе словесного портрета художник создал живописный портрет.

Более насыщенный цвет, определенность образа, контрастные цветосопоставления - характерные черты поздней творческой манеры. Таковы портреты Героев Социалистического труда Кожахметова, Г. Кадырова, С. Онгарбаевой, Ниязовой, Героя Советского Союза Хусаинова и других.

Изобразительный язык А. Кастеева, аксакала казахского станкового искусства, очень ровен, спокойно-повествователен, правдив, реалистичен. Благородство и целомудрие счастливо уживаются на его полотнах, его изящество не боится опасной грани изыска, потому что все скреплено здоровьем мысли и ясностью цели. Феномен откровения Абылхана Кастеева выходит за пределы удивительного обжитого им мира, выходит навстречу всем - от искушенного ценителя до случайного зрителя. Да, он феномен, если знать, что художник никогда не шел на поводу мнений, моды или временной конъюнктуры.

Картины А. Кастеева всегда вызывают ощущение, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда новый мир нашей природы, стоит только переступить за порог рамки!

Национальное по характеру, его творчество явилось ценным вкладом в развитие изобразительного искусства. Его полотна - поэмы о Казахстане.

Автор:  Ж. БАРИМБЕКОВ, профессор, член Союза художников РК, член-корреспондент Академии художеств РК, Отличник народного просвещения КазССР.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика