Воскресенье, 08 Сентября 05:13:06
Главная » Новости

Свидетель эпохи: Воспоминания тележурналиста о работе в ТРК "Жетысу"

29.06.2024 18:05:10 Лидия Емельяненко, ветеран журналистики, делится воспоминаниями о становлении телевидения в регионе, первых шагах в профессии, работе над авторскими программами, встречах с интересными людьми и острых моментах 90-х.
Свидетель эпохи: Воспоминания тележурналиста о работе в ТРК Источник фото: из архива Лидии Емельяненко.

В этом году ТРК «Жетысу» отмечает свой 25-летний юбилей. Но справедливости ради, Талдыкорганская областная телекомпания начала свою работу в 1991 году, получив всестороннюю поддержку от главы областной администрации Сагынбека Турсунова.

Обосновалось телевидение в здании радио, где в срочном порядке провели реконструкцию, выделив помещения для звукозаписи, монтажа, аппаратурную режиссерских пультов и прочее. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Журналисты-радийщики поочередно через неделю готовили телевыпуски новостей, общественно-политических, молодежных, культурно-развлекательных программ, постепенно перепрофилируясь в тележурналистов. И у многих это отлично получалось. 

Общеизвестно, что наша профессия - одна из древних, начиная с летописцев. Конечно, современная журналистика многогранна и интересна. Лично я не представляю себя в другой профессии. А все началось с небольшой заметки в Саркандскую районную газету «Путь Ленина» под заголовком «Черкасский КВН», в которой я описывала интеллектуальные баталии двух школьных команд. Было это в 1969 году, когда я училась в 7 классе.

Так и определилась моя журналистская судьба. 24 года было отдано родной «районке». Было время, когда я исполняла обязанности главного редактора. И вот как-то звонят из приемной главы районной администрации (тогда так называли должность акима), приглашают срочно зайти к Георгию Павловичу Сумину. 

Захожу к нему в кабинет, а там сидит незнакомый мне человек.

- Знакомьтесь, это председатель областной телерадиокомпании Аркадий Хабишевич Исенов, - говорит Сумин. Перекинувшись несколькими фразами, слушаю его дальше. 

- Аркадий Хабишевич - новый человек в нашей области, - продолжил глава района, - вот приехал познакомиться с нашими хозяйствами, людьми. Я вам поручаю сопровождать его в поездке, показать передовые колхозы, совхозы, познакомить с руководителями лучших хозяйств. 

Начали с совхоза «Бакалинский», где директором был Мейрамгали Муканович Калиаскаров. Депутат Верховного Совета Казахской ССР, орденоносец. Встреча оказалась очень насыщенной и полезной. Побывали в совхозе «Кок-Узекский» у Бекена Ерденова, чье хозяйство специализировалось на овцеводстве и молочном животноводстве. Здесь строился откормочный комплекс, ход строительства был на контроле ЦК КПСС.

А рядом, по соседству, другой совхоз - «Пограничник», где директором был Виктор Филиппович Калтыгин. Хозяйство считалось целинным, его поднимали мобилизованные воины пограничники, гремело на всю страну. Заехали мы и в знаменитый колхоз «Черкасская оборона», руководил которым Виктор Григорьевич Коршаков, и в совхоз «Красный Октябрь» к директору Нафику Еспенбетовичу Ахметову. 

Исенов был потрясен увиденным, получив массу позитивных впечатлений от встреч с такими людьми, тружениками села. Ну и я была довольна, посчитав свою миссию гида выполненной. И уже в кабинете у Сумина Исенов вдруг сказал: «А что, если мы заберем у вас, Георгий Павлович, вашего редактора?».

- Пусть сама решает, - ответил он. И где-то через полгода я перевелась в областную ТРК, где была назначена в редакцию информационных программ. 

Телерадиокомпания - как муравейник: одна группа выезжает на видеосъемку, другая возвращается, выдавая новости прямо «с колес», и так целыми днями, в будни, выходные, праздники. Профессия затягивает. У меня, кроме новостей, была еще и авторская программа «Лица». Тесно сотрудничала с управлением по борьбе с экономическими преступлениями, так называемым «шестым отделом» - грозой всех казнокрадов, мошенников и любителей поживиться за государственный счет. Управление напрямую подчинялось Москве, права у сотрудников были неограниченные: право телефонного звонка не работало, знакомства, родственные связи тоже. Возглавлял службу полковник милиции Иван Артурович Майер. 

Мы работали по таможне «Хоргос», где начальником был Серик Нагатаевич Шамсутдинов, погибший при невыясненных обстоятельствах в автомобильной катастрофе... Востоковед, отлично владеющий китайским языком, его дипломной работой был переход государственной границы и возвращение обратно. Это в его бытность таможенный пункт «Хоргос» начал технически оснащаться, стали применяться служебные собаки для досмотра провозимого через государственную границу груза.

В то время Панфиловский район возглавлял Адильшаик Ибраймолдаев. Много лет я освещала все районные события, так как была закреплена за Панфиловским и Саркандским районами. Ибраймолдаев старался показать нам лучшие хозяйства, экзотические места. Как-то приехали мы в командировку с оператором Василием Федоровым в декабре. Зима малоснежная, ветренная, холодная. А Адильшаик Ибраймолдаев повез нас высоко в горы.

- Я вам покажу, где мы уголь для населения берем, - сказал он, садясь в машину. Поехали по серпантину, забираясь все выше и выше. Смотришь вниз, а там КАМАЗ, как спичечный коробок. Мурашки по телу…

- У нас в горах есть залежи угля, он прямо сверху лежит, - продолжал рассказывать он. - Люди во время войны на арбах возили угольные камни, вот и нам пришлось вспомнить о нашем богатстве. Геологи подтвердили, что месторождение есть, но почему-то промышленные разработки не ведутся.

А аким Панфиловского района решил задачу просто: пенсионерам, школам, больнице, детским садам уголь доставлял бесплатно. В те трудные для республики годы это был достойный и смелый поступок.

Мы развели костер из каменного угля, погрелись и сделали сюжет для новостей. На душе остался приятный осадок и теплая память.

Не раз бывали мы и на легендарной Жаркентской заставе, которая в этом году отмечает свое 100-летие. Тогда ее возглавлял подполковник погранвойск Шантас Сарбасович Утяпов. На территории отряда есть гостиница, а в ней «генеральский номер», где нам всегда на время командировки было обеспечено место. 

После Шанхайского соглашения о спорных приграничных с Китаем участках сопредельному государству был возвращен ряд лучших земель в нашей области, а также в Восточном Казахстане. Одним из них было урочище Кизбай в Панфиловском районе. Живописнейшая природа, жайляу, река Усек разделяла два государства. Солдаты-пограничники на коленях, прощаясь с родной землей, плакали. Я впервые видела мужские слезы. Зрелище было очень впечатляющим.

Ребята срочники еще не покинули разобранную заставу, которую по частям вертолетом Ми-8 из Бурундайского авиаотряда перевозили на Сарыбель, а на теперь уже бывшей нашей земле смело собирали золотой корень, опавшие маральи рога новые хозяева  китайцы. Вот так мы с оператором Володей Кочетковым сделали цикл передач о государственной границе и тех, кто ее охранял. 

Были и казусы. Журналисты в силу того непростого времени, а это были лихие 90-е, еще и коммерческими программами занимались. То есть, делали скрытую рекламу, пиар начинающим предпринимателям, бизнесменам. Так, договорились сделать передачу из Алакольского района, главой которого был Оралбек Жакиянов. Мы творческой группой в составе журналистки из казахской редакции информационных программ Розы Дюсебаевой, автора этих строк и оператора Васи Федорова выехали на место. Целыми днями в сорокаградусную жару вели съемки.

Снимали в основном уборку зерновых, бахчевых, рыбзавод и другие объекты народного хозяйства. Нас сопровождал заместитель главы района Иван Пузынин. Разместились в загородной гостинице, где были все удобства. Приезжали на отдых поздней ночью и падали замертво. 

За всю нашу работу район рассчитался зерном, арбузами и впридачу 15 туш баранов. Арбузы и мясо привезли в телерадиокомпанию, а что делать с пшеницей? Роза нашла знакомого, бывшего героя ее передачи из АО «Ак Булак». Он имел свою мельницу. И вот это зерно нужно было смолоть в муку, а затем продать ее, чтобы деньги упали на счет ТРК. Повезли мы с ней зерно на эту мельницу. Как оказалось, рабочих нет, а водителю нужно срочно возвращаться в Ушарал. Выхода нет. Сняли свои импортные туфли на шпильках, взяли лопаты и разгружаем КАМАЗ. А сами и смеемся, и возмущаемся: «Ну где это видано?

Целый КАМАЗ зерна разгрузили две женщины-журналистки!» Потом муку сдали в чебуречную Валеры Джу Ке Зона, а уж он перечислил деньги в ТРК. Зато многие наши сотрудники получили прибавку к зарплате, ну и мы с Розой в том числе в качестве «коммерческих». Кстати, хороший был стимул. 

Вообще, было у кого поучиться владеть словом и микрофоном. Прирожденным комментатором был выходец из Китая Токтасын Сугурбеков, которому была подвластна любая тема телерадиопередачи. Владимир Тоспин был непревзойденным знатоком сельского хозяйства. Уж он-то точно знал все колхозы, совхозы, бригады и отделения по всей области. Вспоминаю сейчас своих коллег по ТВ, многих из которых уже нет в живых, и не верю, как беспощадно время!

Наш творческий коллектив информационных программ, который курировал зам.председателя телерадиокомпании Кузатбек Кибанович Есжанов, был одним из лучших в ТРК. Всегда собранные, мобильные, эрудированные, дружные. Люба Киндюшенко - самый чистый голос на радио, Таня Царева, Катя Давидович, Алма Авгамбаева, Лена Малыгина, Лена Рябкова. В казахской редакции, правда, была текучка, но Роза Дюсебаева была ее стержнем, Баян Танатарова, затем пришла Гульназ Мустапова и другие.

Тандем журналиста и оператора в нашей работе всегда важен, потому что видеокартинку необходимо делать богатой, красочной, соответствующей теме съемок и предполагаемому тексту автора. А значит, видеооператору надо знать, чего хочет журналист, и что должно быть в сюжете главным. Без профессионального чутья не обойтись. 

Андрей Хасанов был первым и ведущим оператором в нашей ТРК. У него учились многие, кто держал в руках видеокамеру. Это он делал первые сюжеты, облетая область на вертолете с главой Жетысу Сагынбеком Турсуновым, когда впервые в 1991 году заработало областное телевидение. Ну о Володе Кочеткове, Васе Федорове я уже упомянула, видеооператоры Серик Мейрманов, Канат Казтурганов - со всеми ними работалось легко и надежно в любой командировке. 

Помню, при Правительстве Кажегельдина в градообразующем городе Текели поднялся недовольный народ. Горняки вышли на площадь с требованием выплаты зарплаты, вернуть городу союзное обеспечение, дать работу и т.д. Мэр города Текели Павлий ситуацию из-под контроля упустил. К горожанам вышел сам Премьер-министр. А нашу съемочную группу на въезде в город остановили сотрудники спецслужб, но в итоге все же дали добро на съемку.

Мы отсняли материал, вернулись на телевидение, я написала текст, осталось смонтировать, озвучить сюжет и выдать в вечерний новостийный эфир. И что вы думаете? Приезжает человек в штатском и изымает видеокассету с нашим материалом. Мы даже копию не додумались сделать. Было и такое… 

Мне довелось активно сотрудничать с республиканским Агентством «Хабар». Наш главный режиссер Роза Магзумовна Сагинбаева дважды в неделю отбирала лучшие сюжеты и отправляла их на республиканское ТВ.

У меня иногда проходило 8-9 сюжетов. Тогда за каждую информацию «Хабар» платил хорошие гонорары - главный стимул журналистского труда. И это тоже воодушевляло нашего брата на творческий поиск. В результате в моей трудовой книжке есть благодарственная запись от руководства Агентства «Хабар» за сотрудничество. 

Менялись руководители на областной ТРК, менялись стиль и подход к подготовке и подаче в эфир материалов. После демократичного, умного, предприимчивого и независимого Аркадия Исенова, дававшего журналистам свободу творчества, пришел бывший журналист-газетчик, депутат Верховного Совета Казахской ССР, досрочно распущенного президентом, Канат Аскаров. Он был известным в области журналистом, писал очень острые, злободневные материалы, не боялся говорить правду, но в телевизионном деле был слаб. Это при нем закрыли областное телевидение «Жеруйык», мы с трудом зарегистрировали в юстиции городское ТВ.

Но ушли лучшие журналисты, молодежь подалась в столицу, кто-то уехал за границу, а кто-то и вовсе оказался не у дел. Был практически уничтожен якобы за ненадобностью видеоархив. На ТРК была самая богатая в республике фонотека, которая тщательно оберегалась и сохранялась, и ее уничтожили. Умудрились продать даже фортепиано, вытащив его через окно второго этажа. С территории ТРК исчезла передвижная телевизионная станция. В общем, мрачная картина. Из акимата уже Алматинской области по поручению Нуркадилова к нам приехали журналисты Виктор Верк и Сергей Волков делать опись имущества, а описывать уже было нечего.

Для телекомпании наступили, я считаю, самые тяжелые времена. Приходили и уходили руководители, были среди них и телевизионщики, и газетчики: Серик Ахметов, Сакен Нурбеков, Клара Камарова. На ТВ началось новое время новых людей. Не могу не сказать, что пришедший на пост руководителя Алматинской области с центром в г.Талдыкоргане Шалбай Кулмаханов сделал для ТРК настоящий рывок в технической оснащенности. Все, что требовалось, чего не хватало, было обеспечено. Ну и требования, естественно, были высокие. Он знал каждого журналиста, и какие программы он ведет.

Сегодня, с высоты прожитых лет иногда анализируя работы молодых журналистов, уверенно считаю, что школа советской журналистики была самой лучшей, где журналист был одной из главных фигур, освещая своим читателям, радиослушателям, телезрителям достоверные факты, выдавая правдивую, без прикрас информацию, умело владея ораторским мастерством, богатством и колоритностью языка, интонаций и эмоциями. Так что есть чему поучиться у ветеранов пера и микрофона. Не забывайте их, коллеги! Помните, что время быстротечно… 

Автор: Лидия ЕМЕЛЬЯНЕНКО, г.Талдыкорган.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика